Сравнительный анализ преимуществ и недостатков электронных и акустических клавишных инструментов.
По специфике профессиональной деятельности, владею определённой информацией об особенностях движения
на рынке подержанных и новых музыкальных инструментов (в частности, пианино).
Хочу поделиться некоторыми соображениями о тенденциях общественного мнения о перспективах применения электронных пианино как в домашнем музицировании, так и в профессиональной практике.
Агрессивно действующей рекламой и тенденциозно направленной полемикой в средствах массовой информации муссируются «преимущества» электронных пианино перед акустическими.
С некоторыми аргументами невозможно не согласиться:
- 1) Возможность заниматься хоть ночью в наушниках избавляет любителя помузицировать от соседского стука по батареям, и других эмоциональных вариантов общения с соседями, считающими, что в доме в любое время суток должна соблюдаться гробовая тишина.
- 2) Возможность записи и компьютерной коррекции музыкальных усилий начинающего или продвинутого исполнителя.
- 3) Возможность играть хоть одним пальцем и «наслаждаться» полнозвучностью созданного при помощи наложения и соединения различных тембров и голосов «произведения».
- 4) «долгожданное» достижение производителями синтезаторов так называемой взвешенной клавиатуры, что позволило переименовать их в электронные пианино.
- 5) лёгкий вес и мобильность в некоторых случаях позволяет минимально решить творческую задачу на выезде…
- 6) отпала необходимость в регулярной настройке инструмента.
На этом, пожалуй, можно завершить список «достоинств» электронных пианино, по сути дела, остающихся теми же самыми синтезаторами.
Пять лет назад я консультировал приобретение электронного пианино для моей клиентки. И это был действительно инструмент со взвешенной клавиатурой, позволяющей успешно управлять динамикой звука при игре, скажем, Ноктюрна Шопена. И это было физически ощутимо. С точки зрения пианиста, удовлетворение вызывает именно и только эта возможность инструмента в достаточной степени корректно реагировать на плотность прикосновения пальцев пианиста.
Ни в одном из магазинов на мой запрос нам не смогли предоставить принципиальную схему или чертёж разреза клавиатуры. А у меня были основания сомневаться именно по механической части: поскольку звук извлекается механическим способом, следовательно, должен быть и механический износ, влекущий за собой посторонние призвуки при игре. Как исправлять и корректировать процесс естественного износа клавиатуры и механики акустического пианино – мне известно. А для того, чтобы брать на себя ответственность перед клиентом и рекомендовать приобретение дорогой «игрушки», мне нужно было иметь достаточную уверенность в том, как я смогу качественно в дальнейшем обслуживать этот инструмент.
Мои опасения подтвердились. Через три года полупассивной эксплуатации электронного пианино (ЭП) клавиши стали «клацать» при игре и призвуки вносили ощутимый, явный звуковой дискомфорт. Разобрав по просьбе моей клиентки синтезатор, я увидел, что в клавиатуре полностью отсутствуют совершенно необходимые для фортепианной клавиатуры детали, такие, как: направляющие штифты, флейки, друкшайбы, суконные вкладыши в донышки клавиш и т.д. Т.е., отсутствовали как раз те детали, с помощью которых было бы возможно поддерживать нормальный безлюфтовый режим эксплуатации путём регулировки…
В результате, перед клиенткой встала проблема выбора: либо смириться с постоянно клацающими призвуками при игре, либо полностью заменять весь пластиковый массив клавиатуры, либо возвращаться к акустическому пианино…
Что касается качества звука, то на первый взгляд, кажется, что электронное пианино удивительно похоже передаёт тембр заданного инструмента…
Однако, кто из нас может похвастаться длительным слуховым опытом знакомства с оригинальными тембрами концертных роялей, скрипки, виолончели, саксофона, флейты, тромбона, органа и т.д.?
Смею заметить, с помощью динамиков синтезатора вы сможете услышать более или менее качественную копию-запись тембра того или иного инструмента, но никак не оригинал! Какой бы качественной и навороченной не была акустическая система, - вы не услышите натурального тембра! Это факт.
Это всё равно, что сравнивать парное молоко и молоко из тетрапака.
Грубо говоря, связать свою жизнь с электронным пианино – это всё равно, что жениться на резиновой кукле-женщине…
ЭП превращает человека в придаток машины, освобождая его от лишних усилий по самосовершенствованию в изучении гармонии, техники игры и координации внимания.
По моему убеждению, ЭП может быть полезно уже грамотным музыкантам для создания аранжировок и композиторской практики…
Живое звучание древесины горной ели, из которой изготавливается дека акустического пианино, пока не может заменить звук динамика ЭП.
Лёгкий вес ЭП является призрачным преимуществом… Дело в том, что с применением аккордовой техники и весовой игры пианиста, ЭП начинает раскачиваться на своей опоре или ёрзать на подставке. И, согласитесь, сосредоточиться на красоте исполняемого произведения становится сложнее, когда у тебя из-под рук «выскакивает» клавиатура. Как пианисту, мне всегда неуютно играть на голой клавиатуре без «тела» инструмента. Я в таких случаях почему-то представляю себе голову профессора Доуэля на стеклянном столе с многочисленными трубочками жизнеобеспечения…
Продолжение следует…